Медико-психолого-педагогический консилиум в системе методической работы начальной школы

В современной школе необходимо создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. Каждому учителю необходимо знать «возрастные и индивидуаль­ные психологические особенности каждого школьника.

Практика взаимодействия учителя с учащимися показывает, что одних на­блюдений деятельности ученика недостаточно.

Общение с ребенком лишь тогда является воспитанием, когда учитель распо­лагает достаточным объемом знаний о личности ребенка — знаний, основанных на научном анализе.

В нашей школе такой научный анализ базируется на комплексном изучении ребенка и учете его индивидуальных особенностей.

Необходимость создания в школе психолого-медико-педагогического конси­лиума (ПМПК) было продиктовано увеличением количества детей с диагнозом «Задержка психического развития» и, как следствие, поиском путей взаимодействия педагогов с этой категорией учащихся.

Статистические данные говорят о том, что с конца 80-х годов XX века увели­чилось число детей, рожденных с различными отклонениями в психофизиологиче­ском развитии, и что наибольшее количество среди них составляют дети с ЗПР и недостатками речевого развития. По данным Н. И. Гуткиной, среди семилетних де­тей готовы к школе только 17%.

В 2004/2005 учебном году в начальной школе №14 начал свою работу ПМПК. С этого времени ПМПК стал инструментом, который может определить для каждо­го ученика оптимальный вариант обучения и воспитания, выявить проблемы и пути их исправления.

Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординирован­ный и объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы по­нимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной ра­боты, четкая согласованность действий участвующих в этой работе.

Школьный ПМПК решает следующие задачи:

■  выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;

■  разработка программы воспитательных и коррекционных мер для учащихся;

■  определение путей и средств коррекционно-развивающей работы для педагогов и
родителей.

Вся работа школьного ПМПК строится с учетом следующих принципов:

■  комплексность изучения (тесное взаимодействие разных специалистов);

■  динамичность;

■  соблюдение интересов ребёнка.

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Внешний вид и поведение в ситуации обследования.

Темп деятельности и работоспособность__________

Особенности внимания________________________

Особенности памяти

Интеллектуальное развитие_______________

Особенности конструктивной деятельности__

Развитие графической деятельности, рисунок
Сформированность учебных навыков_______

Соответствие требованиям программы, характерные ошибки__________________

Чтение______________________________________________________________

Письмо______________________________________________________________

Счет_______________________________________________________________

Решение задач_______________________________________________________

Особенности психоречевого развития (речевая деятельность, словарь, овладение
родовыми обобщениями, понимание грамматических конструкций, построение

вы­сказываний)_______________________________________________________

Особенности эмоционально-личностной сферы_____________________________

Заключение школьного психолога

Уровень актуального развития, характерные нарушения, особенности и рекоменда-
ции по коррекционной работе___________________________________________

Дата обследования

По результатам консилиума разрабатывается система коррекционной работы как с учениками, так с учителем и с родителями учащихся. ПМПК включает в себя 3 функции: • воспитательную;

 

  • реабилитирующую.
  • диагностическую

Данные диагностики регистрируются в картах обследования ребенка. Мы ведем такие карты, руководствуясь нижеследующим образцом.

 

В состав школьного ПМПК входят логопед, медицинский работник, школь­ный психолог, председатель ПМПК, заместитель директора по УВР, учителя шко­лы. Возглавляет работу консилиума заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Обязанности между членами ПМПК распределены следующим образом.

Администрация Осуществляет подбор специалистов в ПМПК. Обеспечивает необходимые условия для работы ПМПК. Координирует работу всех специалистов ПМПК. Отвечает за организацию целена­правленных наблюдений членами ПМПК, учителями, воспита­телями. Совместно со специалистами ПМПК проводит анализ приемов и методов обучения. Несет ответственность за оформ­ление документов ПМПК. Обеспечивает связь с областной ПМПК, врачом-психиатром. Консультирует учителей, воспита­телей, родителей по вопросам диагностической и реабилитаци­онной работы.
Председатель ПМПК Организует работу специалистов ПМПК, целенаправленные на­блюдения преподавателей, специалистов ПМПК, проводит пси­холого-педагогический анализ приемов, методов обучения и воспитания совместно с членами ПМПК. Проводит обследование детей совместно с психологом. Оформляет документацию ПМПК. Проводит консультации для «членов педагогического коллектива и родителей.
Психолог Проводит обследование учащихся детей различных категорий.
Совместно с учителем-дефектологом составляет планы коррек-
ционной работы с ребенком. Осуществляет систему наблюдений
за динамикой развития детей. Систематически оказывает психо­
логическую помощь учащимся, родителям, учителям, воспита-;
телям. Организует совместно с медицинским работником оказа­
ние своевременной помощи учащимся с проблемами в поведе­-
нии и обучении.
Логопед Проводит обследование учащихся с целью выявления речевых нарушений. Ведет просветительскую работу среди учителей, воспитателей, родителей. Осуществляет анализ работы с деть­ми-логопатами. Обеспечивает соблюдение правильного речево­го режима в школе. Участвует в организации и проведении се-: минаров. Консультирует родителей по вопросам соблюдения ре­чевого режима дома.
Медицинский работник Ведет учет заболеваний учащихся. Организует отбор учащихся для занятий ЛФК с учетом особенностей учащихся совместно с учителем ЛФК. Ведет просветительскую работу среди учащихся по таким направлениям, как пропаганда здорового образа жиз­ни, профилактика заболеваний. Обеспечивает соблюдение ле­чебно-оздоровительного режима в школе.

 

План работы на 1 полугодие 2004/2005 учебного года состоит из следующих мероприятий:

  1. Комплектование 1-го класса коррекционно-развивающего обучения.

Сентябрь I 2. Итоги изучения готовности учащихся к школьному обучению.

Октябрь

  1. Итоги первичной адаптации учащихся 1 ККРО.

Декабрь

  1. Анализ успешности обучения учащихся 4 ККРО.

Январь

Исходя из намеченных целей, мы проводим различные виды ПМПК: первич­ные, плановые, внеплановые, заключительные.

Первичные консилиумы проводятся при зачислении учащихся в класс после завершения обследования с целью определения особенностей развития учащихся, возможности условий и форм их обучения, а также необходимого психологического и логопедического сопровождения.

Плановые консилиумы. Цель — оценка динамики обучения учащихся в кор-рекционном классе и планирование коррекционных мероприятий, а также, если не­обходимо, внесение поправок и дополнений в работу.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ре­
    бенка;
  • выработка согласованных решений по определению образовательного и
    коррекционно-развивающего маршрута;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной про­
    граммы;
  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута и содержания
    коррекционно-развивающей работы по завершении обучения (учебного года).

Внеплановые консилиумы проводятся по просьбе педагога или какого-либо специалиста, работающего с учащимися. Цель их — выяснение причин возникающих проблем и нахождение способов их преодоления.

В задачи внепланового консилиума входят:

  • принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
  • изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся
    ситуации или в случае ее неэффективности;
  • изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного
    учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

Заключительные проводятся в связи с окончанием начальной школы и пере­ходом ученика в основную.

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, законо­мерно вытекающих один из другого. Диагностика и обследование ребенка начина­ется либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, вос­питателя, администрации образовательного учреждения и непременно — с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в карте об­следования ребенка в образовательном учреждении.

На этапе подготовки ПМПК проводится полное обследование учащихся (ме­дицинское, психологическое, педагогическое).

Важной проблемой этого этапа является определение последовательности «прохождения» ребенком различных специалистов и того, кто из них должен пер­вым обследовать ребенка, то есть проводить так называемый первичный прием. До сих пор на этот вопрос нет однозначного ответа. Несомненно, многое зависит от со­става специалистов консилиума. Практика консультативно-диагностической дея­тельности показывает, что здесь существует два приемлемых варианта. Если в уч­реждении имеется психолог с большим опытом работы, первичный прием целесо­образно проводить ему. Если психолог не обладает необходимым опытом, первич­ный прием может проводить любой другой специалист — логопед или врач.

В первом варианте психолог определяет, кто еще из специалистов должен об­следовать ребенка, а в некоторых случаях и последовательность их консультаций.

Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ре­бенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый пси­хологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные.

Психологический анамнез ни в коем случае не снимает необходимости сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза).

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума и фиксирования результатов обследование по специ­альным формам.

Следующий этап коллегиального обсуждения результатов обследования по­зволяет:

  • выработать единое представление о характере и особенностях развития ре­
    бенка;
  • определить общий прогноз его развития;
  • определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
  • выбрать образовательный маршрут.

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком раз­личных специалистов.

Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их заменяющих) на коллегиальном обсуждении? По нашему мнению, если это обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специа­листами (в течение трех-пяти дней после последнего обследования), вполне воз­можно ребенка и его родителей на консилиум не приглашать.

Родителям же сообщается заключение в понятной для них форме. Как прави­ло, это делает руководитель консилиума или психолог.

В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсуль­тировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. С нашей точки зре­ния, в отдельных, наиболее сложных, случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка.

Во время консилиума в протоколы заносятся выводы специалистов. Заключи­тельные записи в протоколе являются обязательными для всех специалистов, веду­щих коррекционную, учебную и воспитательную работу с учащимися.

Одной из главных причин создания школьного ПМПК является необходи­мость выстраивания индивидуальной траектории развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Итог совместной работы членов ПМПК — составление планов коррекционно-развивающих мероприятий. Данные мероприятия могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соот­ветствии с особенностями развития ребенка определяются интенсивность и про­должительность циклов занятий.

Вся система воспитательных мер направлена на изменение отношения уча­щихся к своей деятельности, на реализацию способов и приемов достижения наме-ченной цели, на педагогическое сопровождение и контроль.

Известно, что все на свете имеет свои причины. Негативные явления в пове­дении ребенка здесь также не являются исключением. Важно определить причины, провоцирующие неадекватное поведение ребенка. Решить эту задачу можно совме­стными и согласованными действиями учителей, логопеда, психолога, медицинско­го работника.

Таким образом, ПМПК играет важную роль в системе методической работы школы и является средством координации работы специалистов, учителей и роди­телей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + четырнадцать =