- Желательно, чтобы старший дошкольник был хорошо информирован в области простых знаний. Он должен знать названия времен года, города, в котором он живет, как зовут его родителей и т. п.
- Чтобы ребенок знал основное, чтобы расширилась сфера его информированности о мире, надо непременно чаще разговаривать с ним, читать ему книги, водить в музеи, театры и просто гулять по улицам.
- Чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок усвоил полученные знания, спрашивайте его о том, как надо поступить в той или иной ситуации.
- Старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно справлялся там, где ваша помощь будет излишней. Ведь, если он приобретет больше самостоятельности и научится выходить без помощи взрослых из положений, которые не представляют риска для здоровья и жизни его и окружающих, он таким образом научится строить свои умозаключения, основываясь на собственном опыте.
- Хорошо, если ребенок постепенно знакомится с числами. Для этого нужно иметь в доме кубики с цифрами, математические лото или пособия и предметы, которые позволят оперировать ему в дальнейшем математическим материалом. Играя с ребенком в домино или мозаику, на которых изображены цифры, называя ему их числовые значения, вы постепенно приучите ребенка к этим изображениям.
- Самое основное, на что обращают внимание специалисты, — это умение ребенка обобщать. Способность обобщать, классифицировать и сравнивать помогает развивать игра «Четвертый — лишний». Для тренировки этих умений можно использовать предметы, находящиеся у вас в данный момент под рукой. Например, на столе лежат помидор, яблоко, огурец и редиска. Что лишнее в этом ряду, зависит от признака, на основе которого вы будете обобщать. Если это вид, то лишнее яблоко, т.к. оно единственное является фруктом; а если форма, то огурец, ведь он продолговатый, а все остальное — круглое.
- Следует развивать и словарный запас ребенка, который часто, к удивлению родителей, при обследовании оказывается у него весьма скудным. Раскрыть смысл слова, объяснить функцию предмета, основываясь не на жестах, а только при помощи слов часто ребенку бывает затруднительно. Объяснить, поправить, переспросить, уточнить — вот что требуется от родителей. Можно просто рассказывать ребенку что-то из своего детства, из истории семьи, страны — и он будет учиться выражать и свои мысли тоже. А для начала можно предложить ему игру-загадку «Что за предмет?» Не называя предмет, нужно рассказать ребенку, с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребенок отгадает предмет, меняйтесь ролями. Теперь он загадывает, а вы долго не можете отгадать. В такой провокации с вашей стороны активизируется мозг ребенка. Он подыскивает новые слова, эпитеты, определения, глаголы. Меняться ролями необходимо для того, чтобы ребенку не наскучила роль испытуемого.
- Очень важный процесс — память. От ее объема зависит очень многое. Память бывает долговременная и кратковременная. И ту и другую можно тренировать. Не секрет, что развивать лучше не механическое запоминание. От пустых повторений проку не будет, наоборот, пострадает еще и мышление. Развивать необходимо ассоциативную, образную и тактильную Память. Это можно делать, используя различные «зацепки» для лучшего запоминания. Например, в иллюстрированной книге, где одна картинка немного отличается от другой, легче будет найти различия, если, рассматривая первую картинку, мысленно как бы дотронуться до каждого предмета, изображенного на ней.
- Внимание — это не только важный психический процесс, но и фон, на котором протекает развитие всех психических процессов. Если у ребенка недостаточный объем внимания или слабая переключаемость, если он не может сконцентрироваться или правильно распределить свое внимание, страдать будет вся интеллектуальная сфера. Поэтому полезно ребенку в дошкольном возрасте предлагать подмечать перемены, происшедшие в природе, на улице, возле дома или детского сада. Дома или в гостях, когда много народу, всем можно раздать мягкие игрушки (не более семи-восьми). Ребенок встает в центр круга и старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он закрывает глаза, а в это время кто-то меняется игрушками. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно назвать, кто и какими игрушками поменялся.
- Среди книг для малышей стоит поискать «Рассказы в картинках». У ребенка формируются причинно-следственные связи, когда он последовательно, картинку за картинкой рассматривает целый рассказ. Рассказы о животных и птицах способствуют развитию у детей и чувства юмора. Это гораздо полезнее, чем смотреть мультфильмы, ведь здесь ребенок вынужден сам связывать кадры воедино. Он становится соавтором мультфильма, созданного в собственном воображении.
- Мышление — самый фундаментальный процесс психики. Логическое мышление у современных детей развито лучше других психических процессов. Способность к анализу и синтезу, умение вычленять главное развивает индустрия всех развлекательных и развивающих игр и пособий. Разнообразные конструкторы, кубики, лабиринты и головоломки направлены на развитие у детей способности к конструированию. Интенсивность развития мышления состоит в последовательности и постепенном усложнении задачи. Чтобы ребенку понравился какой-либо вид деятельности, необходимо, чтобы возникла ситуация успеха. А успех возможен, если у ребенка получилось то или иное задание. Значит, сначала ему следует предлагать более легкий материал, затем, спустя какое-то время, более сложный и т.д.
12. Учителя в начальной школе часто сетуют на то, что многие дети не справляются с заданиями на уроках труда. Одни не владеют ножницами, другие кисточкой, третьи мучаются с пластилином. Уровень развития мелкой моторики детей оставляет желать лучшего. Вместо простых предметов родители сразу предлагают детям учиться работать на компьютере. К сожалению, тенденция такова, что хороший почерк с появлением компьютера становится атавизмом. Но от развития мелкой моторики зависит не только качество почерка. Развитие тонких движений пальцев рук напрямую связано с речью. Центр, отвечающий за двигательную активность пальцев рук, непосредственно связан с центром, отвечающим за наш артикуляционный аппарат. Кроме того, доказано, что чем лучше человек владеет руками, и в частности пальцами, тем он менее тревожен и более самодостаточен. Поэтому не следует пренебрегать лепкой из пластилина и различными пособиями со шнуровкой.