Эмоционально-личностная сфера дошкольников

Понятием «IQ» сейчас никого не удивишь. То, что это коэффициент умственного развития, знает почти каждый. А вот эмоциональный интеллект — понятие сравни­тельно новое.

В современной семье, как правило, не более одного ребенка, домашних живот­ных также в большинстве домов нет. Получается, что дошкольнику не о ком поза­ботиться. Совместное проживание с бабушками и дедушками тоже стало редкостью. Структура семьи давно изменилась. Что же делать, чтобы ребенок помимо знаний и умений научился бы еще и полноценно чувствовать?

В этом помощником всегда было искусство: живопись, музыка, литература, театр. Если некоторые родители думают, что их ребенок научится чувствовать с по­мощью телевидения, они глубоко заблуждаются. Посредством телевидения детей можно только познакомить с эмоциями. Посмотрев какой-нибудь мультфильм, ре­бенок узнает, что можно удивляться, смеяться, плакать или злиться. Но научится ли он по-настоящему сопереживать?

Если же ребенок с детства слышит хорошую музыку, стихи, видит образцы классической живописи и знаком с признанными литературными произведениями, он учится улавливать нюансы, полутона, тонкий юмор, он постигает чувство меры. С помощью искусства взрослые могут помочь активизировать и раскрыть то, что, возможно, есть в ребенке, но еще скрыто.

От благополучного или, наоборот, неблагополучного проживания периода до­школьного детства зависит будущее взрослого человека. Решение любой сложной проблемы за­ставляет людей вернуться в детство и посмотреть на ситуацию с позиции ре­бенка-дошкольника. Отдален­ность последствий воспита­тельных воздействий рождает иллюзию простоты в понима­нии организации психики ре­бенка. Поэтому часто внима­ние уделяется детям по мере их взросления. На самом деле, чем младше ребенок, тем ответст­веннее должна быть роль взрос­лого во взаимодействии с ним.